ваша підтримка важлива для незалежного видання стань патроном
29 января Минфин США, как и было положено по принятому Конгрессом США закону “О противодействии противникам США посредством санкций”, озвучил долгожданный “кремлёвский доклад”. Его тревожное ожидание составляло, без преувеличения, основное напряжение российской внутренней политики на протяжении всех последних месяцев. Даже темы выборов нового президента в марте 2018 года и связанного с ними формирования нового правительства обсуждались в кулуарах российских органов власти и на экспертных мероприятиях с меньшей нервозностью, чем тема грядущих новых санкций.
Семь кругов прокремлёвских грешников На первый взгляд, с чего такая паника? Санкционные списки действуют уже с марта 2014 года, число находящихся там опальных российских политиков, чиновников и олигархов всё растёт с каждым годом и уже в прошлом году превысило 200 человек. Однако до сих пор в них входили лишь те, кто конкретно был каким-то образом причастен либо к аннексии Крыма, либо к “русской весне” на Донбассе.
Новый закон США обещал включить в список вообще всех, кто близок к президенту Владимиру Путину. В том числе те малоизвестные и вроде бы не причастные к политике личности, которые могут играть роль тайных “кошельков Путина”. Как сказано в подготовленном под руководством координатора Госдепа США по политике санкций Дэниела Фрида меморандуме “Кремлёвский доклад. Как определить кремлёвскую правящую элиту и её агентов”, речь идёт о “лицах, используемых для хранения путинских активов в операциях, являющихся прикрытием коррупции, даже если само данное лицо лично не участвует в упомянутых выше действиях, а его известное персональное состояние недостаточно велико”.
Вообще, согласно меморандуму, потенциальные жертвы грядущих санкций делились на семь категорий – как “семь кругов ада” в “Божественной комедии” Данте. На нижнем круге, где самые большие грешники – “высокопоставленные политические деятели и бизнесмены, несущие ответственность за агрессивные, коррумпированные или преступные операции в пределах РФ и за её пределами”. На следующем ярусе – “ближний круг друзей Путина из Санкт-Петербурга, с которыми он занимался бизнесом с начала 1990-х годов”. Далее – их “золотые дети”. На четвёртом круге санкционного ада – те самые “тайные кошельки Путина”. В следующем ярусе – “олигархи, ведущие совместный прямой бизнес с Кремлём”. И, наконец, – “коррумпированные менеджеры государственных компаний”.
Эмиссары российских олигархов в Вашингтоне При этом авторы меморандума заранее оговаривались: “Некоторые крупные российские бизнесмены создали свои состояния до Путина и затем, чтобы выжить, были вынуждены платить крупную дань Кремлю. Включение таких лиц в доклад не соответствовало бы его целям”. То есть дверь держали приоткрытой – мол, те олигархи, кто поспешит перейти в стан недругов Кремля, получат индульгенцию от их репрессий.
В последние дни в вашингтонских кулуарах толпились эмиссары от различных олигархов, которые просили – через посредников, в том числе соавторов меморандума экс-помощника президента РФ Андрея Илларионова и бывшего зампреда Центробанка РФ Сергея Алексашенко – не включать их боссов в санкционный список. Более того, звучали и противоположные просьбы – включить туда своего докучливого конкурента. Как говорится, дай Боже, чтоб у соседа корова сдохла.
Ряд российских олигархических структур даже рискнули публично откреститься от “неполиткорректных” действий Кремля. Например, российский железнодорожный оператор “Первая грузовая компания” (ПГК), подконтрольный олигарху Владимиру Лисину, публично отказался от покупки вагонов у “Уралвагонзавода” (УВЗ), входящего в корпорацию “Ростех”. Как сказал представитель ПГК, компания планирует приобрести до 5 тысяч вагонов, но не может их купить у УВЗ из-за санкций США против этого производителя.
Российские олигархи отказываются от “неполиткорректных” проектов С ещё более громким заявлением выступил Альфа-банк – о намерении из-за санкций прекратить обслуживание российских оборонных предприятий. По словам его топ-менеджера, бывшего вице-премьера РФ Олега Сысуева, оборонка составляла значительную часть кредитного портфеля банка. Впрочем, на это вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин саркастично заметил, что для Альфа-банка всё это было в прошлом, а на будущее и так уже не было возможности работать с государственным оборонным заказом. Получается, заявление Альфа-банка было просто декларацией в адрес Вашингтона в духе “я не с кремлёвскими ястребами, я другой”.
Чтобы не нарваться на подобный саботаж, российская власть недавно решила передать всё обслуживание оборонно-промышленного комплекса одному специализированному банку. Вначале рассматривалось, что этот лакомый кусок отдадут корпорации “Ростех”. Это усилило бы аппаратный вес его главы Сергея Чемезова, входящего в “ближний круг Путина”, а такой вариант не устраивал остальные “кремлёвские башни”. В итоге напряжённой аппаратной борьбы было решено отдать финансирование гособоронзаказа Промсвязьбанку во главе с бывшим членом правления Внешэкономбанка Петром Фрадковым – сыном бывшего премьер-министра, а затем директора Службы внешней разведки. Ему всё равно уже нечего терять.
Список тех, кто постарался в последнюю минуту избежать попадания в санкционный список, можно продолжать дальше. Например, компания “Россети”, контролирующая все энергетические сети страны. Сейчас создаётся АО “Крымэнерго”, и его основным акционером должны были бы стать “Россети” с долей около 75%. Однако, чтобы вывести эту компанию из-под санкционного удара, в состав акционеров “Крымэнерго”, видимо, войдут лишь Росимущество и региональные власти. Заморожено и вхождение “Россети” в “Севастопольэнерго”.
Развод как средство спасения капиталов от санкций Ещё одним из путей противодействия включению в санкционный список можно считать срочный развод кремлёвского олигарха со своей женой с последующим разделом имущества и выплатой ей большого размера “отступных”. Разумеется, чтобы не вызвать подозрений, такие разводы сопровождались громкими информационными кампаниями в СМИ о том, что причиной, мол, были обнаруженные измены и т. п. Именно этот прагматичный интерес спрятать своё имущество от санкций мог стоять за недавними разводами президента “Роснефти” Игоря Сечина, главы корпорации “Русал” Олега Дерипаски, члена совета директоров “Сибур” Кирилла Шамалова, который развёлся с Екатериной Тихоновой – дочерью Путина, и так далее.
Чтобы спасти cвой бизнес, олигархи стали передавать контроль за активами своим неофициальным представителям. То есть переносить модель “кошельков Путина” на более низовой уровень. Например, так можно оценивать деятельность Дмитрия Калантырского и Дениса Поспелова, которые с начала 2000-х работали в СМП Банке, контролируемом братьями Ротенбергами – членами “ближнего круга Путина”. Несколько лет назад Поспелов с Калантырским ушли из СМП Банка и успешно занялись – каждый по отдельности – своим бизнесом в Европе. Однако, по косвенной информации, они и другие представители Ротенбергов на самом деле работают с их активами, выдавая их за свои, и тем самым помогают избежать санкций.
Предпринимаются меры для защиты от санкций и на государственном уровне. В Госдуме РФ идёт процесс принятия закона, по которому правительство сможет разрешать банкам, негосударственным пенсионным и инвестиционным фондам, страховым организациям не публиковать информацию о собственниках. Сейчас так нельзя, иначе банк не попадёт в систему страхования вкладов. Ещё одна “горячая точка” санкций – программное обеспечение. В том же русле и уже состоявшийся запуск российской платёжной системы “Мир”. Данные о регионе её выпуска и месте проживания обладателя будут засекречены для иностранных банков. Таким образом планируется защитить от санкций тех россиян, кто связан с Крымом.
Главы всех трёх российских спецслужб срочно вылетели в Вашингтон Наконец, верхом паники можно считать срочный одновременный вылет в Вашингтон в преддверии сразу всех трёх глав российских спецслужб – директора Федеральной службы безопасности Александра Бортникова, главы Службы внешней разведки Сергея Нарышкина, руководителя главного управления Генштаба Вооружённых сил (бывшее Главное разведывательное управление Министерства обороны) Игоря Коробова. О чём они говорили там, разумеется, тайна за семью печатями. Однако в итоге опубликованный “кремлёвский доклад” оставил впечатление временной отписки, сделанной просто по формальному принципу. В список просто вошли все без исключения 96 российских миллиардеров из списка Forbes, а также абсолютно все 114 руководящих чиновника администрации президента, правительства и силовых структур. Там нет ключевых людей бизнеса, которые очень важны для Кремля с точки зрения внешнеполитических историй – например, связанного с российскими частными военными компаниями Евгения Пригожина или финансировавшего “русскую весну” в Крыму и на Донбассе Константина Малофеева. Грубо говоря, “кремлёвский доклад” – это просто телефонный справочник, поэтому он не будет коррелироваться с конкретными действиями.
Сейчас продолжают вестись активные переговоры с теми, кто может успеть перейти на нужную строну. И только потом появится новый список – настоящий, а с ним и новые конкретные санкции. Ждать, видимо, осталось недолго.